Теории детского развития позволяют сделать вывод, что к пяти годам завершается формирование «фундамента» характера. Это означает, что основные внутренние тенденции могут измениться незначительно.
Предлагаю вместе задуматься над тем, действительно ли так хорошо иметь послушного ребенка, и кому на самом деле от этого хорошо.
Попробуем представить себе «послушного мальчика». Он должен хорошо усвоить, что ему нельзя позволять себе получать удовольствие от непосредственности, активности, любознательности. А так же, ему нельзя иметь собственное мнение и принимать самостоятельные решения. А если, не дай Бог, его родители еще и надежды на него возлагают, о собственных мечтах и интересах он может и должен забыть. У него теперь есть миссия – оправдать надежды родителей и достичь того, чего не удалось им. Представили?
А если представить, что «послушному мальчику» двадцать пять лет или сорок… как же будет выглядеть его жизнь? Помните анекдот про Вовочку? «Вовочка едет с родителями в машине. Всю дорогу мама «пилит» папу: «…не гони сильно – гаишники впереди…; ты что, не можешь его обогнать?» и т.д. Вовочка слушает, слушает, а потом спрашивает: «Папа, а когда ты не был женат, кто говорил тебе, как правильно водить машину?»
На мой взгляд, это – самый безобидный вариант. Ведь послушные дети так же послушно могут попасть под влияние заинтересованных в них людей, не всегда доброжелательных. Оказываются же каким-то образом люди, с виду вполне благополучные, в сектах и «плохих» компаниях. Родители сетуют: «как же так? Такой послушный ребенок был…»
А почему, собственно говоря, «был»? Послушные дети всегда слушаются «ведущих».
В его жизни ничего не изменилось…