Такие семьи могут быть очень разными. Они могут отличаться количеством членов, материальным и социальным статусами, формами взаимодействия и т.д. Объединяет их одно: рано или поздно у их детей возникают серьезные проблемы.
Такие семьи могут быть скандальными, шумными, громогласными, когда разговоры на повышенных тонах, раздражительность и взаимные претензии являются нормой взаимоотношений супругов.
Семья Димы А. живет в общежитии. Отец работает на стройке, мать домохозяйка. Привычный способ общения родителей - скандал. Инициатор скандалов - мать. Переходит на крик по всякому поводу и без повода. Своим знакомым, не стесняясь, рассказывает о всех провинностях мужа, недовольна им. Дима буквально не имеет дома спокойной минуты, чтобы готовить уроки, отдыхать. Он предпочитает проводить время на улице, часто пропускает занятия в школе.
Эти семьи могут выглядеть и вполне благополучно, но взаимоотношения супругов лишены всякого взаимодействия и полны отчуждения.
Виталик К. 14лет. Плохо учится, хамит учителям, отбирает деньги у младших школьников, курит, может выпить. Его семья, на первый взгляд, достаточно благополучна. У родителей хорошая работа, большая квартира, они ведут трезвый образ жизни, заботятся о детях. Но отношения между родителями отчужденные, наполненные взаимными претензиями.
Отец приходит поздно, практически не разговаривает с членами семьи. В ответ на критические замечания жены предпочитает отмалчиваться. Тяжелая и гнетущая атмосфера, которая сложилась в семье, отражается на детях самым негативным образом. Дети с трудом поддаются воздействию учителей, неохотно идут на контакт.
Как видно из приведенных примеров, в конфликтных семьях влияние проявляется не обязательно прямо через образцы отношения родителей. Может иметь место косвенное влияние, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений взрослых. В работе с такими семьями необходимо сотрудничество с обоими родителями, прежде всего в интересах ребенка.