Решающую роль здесь играет уровень готовности ребёнка к обучению в школе.
Часто родители считают, что основным показателем готовности ребёнка к школе является умение писать, читать, считать, рассказывать стихи и петь песни. Но исследования показывают, что это мало влияет на успешность в обучении. Главной является психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – это такой уровень психического развития, который создаёт условия для успешного освоения учебной деятельности.
Адаптационный стресс испытывают в той или иной мере все первоклашки. Новая обстановка, новые ребята, учитель, новые правила и требования школьной жизни могут и должны вызывать мини- (а может и макси!) стресс. Значительно повышается тревожность детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут появиться робость, неуверенность в себе, безинициативность. По данным психологов, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.
В этот сложный период дети нуждаются в особом внимании и помощи со стороны взрослых, чтобы период адаптации прошел успешно.
В противном случае возможны 3 варианта неблагоприятного развития 6-7-ми летних детей (описаны А.Л. Венгером).
1. Тревожность.
Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей — обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные. С нарастанием тревожности снижается самооценка, появляется неуверенность в своих силах и возможностях, боязнь проявить инициативу. Взрослые, недовольные низкой успеваемостью ребенка, предъявляют все больше требований, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Разорвать этот замкнутый круг под силу внимательным и терпеливым взрослым. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
2. Негативистическая демонстративность.
Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели — обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. «Демонстративные» дети, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание. Ребенок, действуя по принципу: “лучше пусть ругают, чем не замечают”, — извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности — сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.
3. Уход от реальности.
Уход от реальности — еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети “выпадают” из процесса обучения на уроке: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они “витают в облаках”.
В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Можно сказать, что ребенок, поступивший в школу — уже наполовину взрослый. У него возникают первые серьезные задания, он начинает работать. Не всем детям это дается одинаково хорошо. Как подготовить маленького человека к нагрузкам?
Если Вы действительно заботитесь о психологическом комфорте своего ребёнка, не пугайте его сложными предметами, не упрекайте его за ошибки при выполнении различных заданий, старайтесь говорить о школе как о чём-то хорошем.
Самое важное сейчас - это Ваша родительская забота, понимание и терпение!